среда, 30 января 2013 г.

Формы познание

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. 

Формы чувственного познания 

• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. 

• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. 

• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. 

Формы рационального познания 

• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления. 

• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении. 

• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. 

Индуктивное — умозаключение от частного к общему. Дедуктивное — умозаключение от общего к частному. Получаемое по аналогии. 

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. 

Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. 

Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства. 

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая. 

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества. 

Особенности чувственного и рационального познания. 

1) Чувственное познание: 
- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта; 
- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов; 
- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов. 

2) Рациональное познание: 
- опора на результаты чувственного познания; 
- абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов; 
- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений. 

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства. 

Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний. 

Различают следующие виды интуиции: 
— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью; 
— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека. 

В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной. 

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания. 

Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом. 

Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. 

Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рациональному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации. 

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий